Профильное и предпрофильное обучение
Учебный план среднего общего образования
Информация по организации профильного обучения в МКОУ «СОШ с. Прималкинского»
Интегрированные уроки технологии как реализация системно-деятельного подхода в обучении
Современный подход к процессу усвоения материала предполагает не пассивное, а активное самостоятельное восприятие учебной информации и жизненной реальности. При изучении раздела «электротехнические работы» мы, учитель технологии ведения дома (девочки) и индустриальных технологий (мальчики), решили объединить несколько уроков при изучении тем: электроэнергия и ее применение, параметры электрической цепи, электроосветительные приборы.
Предпосылкой для проведения таких уроков было следующее:
- Мальчики теоретически были подготовлены к инструкторским обязанностям: по программе они изучили темы, указанные выше.
- Вместе с учащимися учитель индустриальных технологий подготовил комплекс материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения усвоения данных тем.
- Заинтересованность аудитории изучаемой темой снимало необходимость дополнительных мер стимулирования.
А заинтересованность темой возникла сразу же, так как уроки были необычными – девочки были предупреждены, что лабораторные занятия с ними проведут мальчики и им следует подготовиться к уроку по теме учебника. Мальчики должны будут провести практические занятия уже по изученным темам с применением навыков и умений по электротехническим работам, которые они приобрели на предыдущих занятиях. Программа с опережением и расширением тем по электротехнике мальчиков в сравнении с программой девочек помогла восполнить условия проведения таких занятий.
Учебная модель урока – аналог определенного фрагмента социальной реальности: «прием на работу электрика», «продавец магазина электротоваров», «мастерская по ремонту электрооборудования», «аттестационная комиссия».
Метод обучения – «деловая игра», всех девочек разделили на группы с инструкторами – мальчиками.
Новизна формы урока поддерживала внимание, к тому же для лучшего восприятия содержания занятия по приборам освещения умело поддерживали внимание предметной наглядностью. Лампы накаливания (тема урока) были представлены в большом ассортименте и задача группы девочек в игре «продавец магазина электротехнических товаров» — определить назначение лампы, их параметры и правильное применение. Хорошо подготовленным девочкам (а для этого по рекомендации учителя надо было прочитать учебник) легче было справиться с задачей.
Форма урока – групповая, она предусматривала разделение группы учащихся на выполнение различных заданий с выполнением практических работ под руководством мальчиков. Первая группа (прием на работу) определила назначение приемников по преобразованию электроэнергии в различные виды энергий. Вторая группа (магазин электротоваров) усвоила маркировки ламп, третья – условия протекания электрического тока – целостность электрической цепи, параметры электрической цепи (ремонтная мастерская).
Содержание урока оказалось творческим, так как весь урок связан с решением проблемных задач и поиском ответов на практические (по теме) вопросы.
Задачи урока: понимание темы, усвоение, осмысление были решены. Кроме того, для мальчиков этот урок решил еще одну задачу: закрепление знаний. Ведь для прочного запоминания необходимо повторное осмысление.
Изучаемые темы (применение электроэнергии: условия, целостность цепи, параметры источника и приемника и т.д.) закреплены на новой основе – практической: они объясняли задачу и решения своими словами, применяли навыки и умения, полученные ранее, и не только на уроках в школе, но и дома, помогая родителям. Применение этих знаний и умений на данных уроках способствует свободному овладению ими и усиливает мотивацию учения, раскрывает практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, жизненными, реально осмысленными.
Чтобы функция учителя на данных уроках была только экспертная (консультативная), требовались следующие условия:
- Глубокие системные знания педагога;
- Его разносторонние практические навыки и умения;
- Наличие материально-технической базы по предмету.
Все эти условия были выполнены в силу большого стажа работы электриком. Возникает профессиональный контакт учителя с учащимися и педагогическое общение носит почти производственный оттенок: мастера и рабочих, производителя и членов бригады. Это способствует вовлечению подростоков в сферу своих интересов, стремление получить опыт в учебно-познавательной деятельности, умение добывать самостоятельно знания. На уроках они «проигрывают» жизненные ситуации по «отыскиванию» нагрузки (а затем и ее неисправности), исправности электрической цепи, «обрыва» в соединениях, ошибок в схемах расчета мощности, замеров параметров электроизмерительными приборами, напряжения источников тока.
Задача педагогов на данных уроках по теме «Электричество»: обработка взаимодействия учеников в деловых играх моделирующих реальные жизненные ситуации с целью понимания, усвоения, осмысления и закрепления программного материала была полностью выполнена.